Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа
Обратите внимание! При выполнении контрольной работы используйте методические рекомендации по ее написанию
Задания к контрольной работе
Задание 1. Выполните по предложенному ниже плану филологический анализ одного произведений (эпического или лирического), изучаемого в начальной школе (из актуальных учебников по литературному чтению по программам, рекомендованным ФГОС (2-4 классы)). Произведение должно иметь автора, должно быть проанализировано целиком. Выбор произведения зависит от предпочтений студента.
ПЛАН ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИЗУЧАЕМОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1. Автор и название произведения
2. Внетекстовая информация:
2.1. Характеристика культурно-исторической эпохи, в которую творил автор
2.2. Сведения об авторе
2.3. Литературное направление, течение, школа, к которым принадлежал писатель; художественный метод его творчества
2.4. Индивидуальные черты творчества писателя
2.5. История создания произведения
2.6. Сборник, цикл, произведение, в которое входит произведение/ отрывок
2.7. Сохранность/несохранность полного текста произведения
3. Анализ произведения
3.1. Родовое и жанрово-видовое своеобразие произведения
3.2. Первичный анализ названия произведения
3.3. Анализ текста произведения
3.3.1. Построчный анализ текста произведения
3.3.2. Сюжетно-композиционный анализ
3.3.2.1. Анализ сюжета
3.3.2.2. Анализ композиции
3.3.3. Пообразный анализ
3.3.3.1. Анализ персонажей произведения
3.3.3.2. Анализ роли пейзажа, интерьера, обстановки
3.3.3.3. Анализ роли автора
3.3.3.4. Анализ образной системы
3.3.4. Проблемно-тематический анализ
3.3.4.1. Анализ художественного времени и пространства
3.3.4.2. Вторичный анализ названия
3.3.4.3. Анализ идейного содержания
3.3.5. Сопоставительный анализ оригинального текста и текста, представленного в учебнике
3.3.6. Личное отношение к произведению
Задание 2. Выполните филолого-методическое сопровождение изучения произведения, проанализированного Вами в задании 1, по предложенной ниже схеме.
СХЕМА ФИЛОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИАМИ
1. Автор и название произведения
2. По какой программе, рекомендованной ФГОС, на какой ступени обучения начальной школы изучается произведение; в каком учебном пособии и его разделе представлено произведение.
3. Подготовительный этап.
4. Этап первичного синтеза: выразительное чтение
5. Этап анализа произведения
5.1. Работа над названием произведения
5.2. Создание проблемной ситуации
5.3. Обогащение словаря младших школьников
5.4. Работа над композицией и сюжетом произведения
5.5. Работа над системой образов
5.6. Работа над ролью автора
5.7. Работа над изобразительно-выразительными средствами
6. Наглядный материал к произведению
7. Место произведения в чтении младших школьников.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1.Изучив материалы настоящего курса, составьте сводную таблицу (или логическую схему) «Классификации художественных образов»: отразите названия классификаций (классификационный признак, послуживший основанием для данной классификации), соответствующие разновидности образов и примеры.
2. Изучите материал настоящего курса, дополнительную информацию из научной литературы ответьте на вопрос: «К каким видам по различным классификациям художественных образов можно отнести Фауста из одноименного произведения Гёте и почему?»
3. Озаглавьте таблицу и заполните ее:
Образ Содержание образа Автор и его произведение, благодаря которому данный образ стан вечным или нарицательным Альтернативные или вторичные образы, произведения и их авторы, где также используются данный образ или схожие с ним образы
Образ Богоматери Самоотверженная материнская любовь Библия, не имеет индивидуального автора Н. Некрасов: поэма «Мать»;
С. Есенин: стихотворение «Письмо к матери»
И.С. Тургенев: стихотворение в прозе «Воробей» (образ матери-воробья)
Прометей
Эдип
Искандер
Тартюф
Гамлет
Ромео и Джульетта
Дон Кихот
Дон Жуан
Фауст
Робинзон
Образ Зла
Митрофанушка
Хлетаков
Обломов
Манилов
4. Изучив материалы настоящего курса, учебные пособия, Интернет-источники, заполните таблицу «Основные литературные направления»:
Литературное направление Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Модернизм
Этимология названия
Период в истории отечественной литературы
Литературные течения
Литературные школы
Литературные группы
Основные художественные формы (жанры, приемы и т.д.)
Основные идеи, принципы
Представители
5. Изучив материалы настоящего курса, учебные пособия, Интернет-источники, заполните таблицу «Течения модернизма»
Течение Символизм Акмеизм Футуризм
критерии
Этимология названия
Отношение к миру
Роль поэта
Отношение к слову
Особенности формы
Цель творчества
Близкий вид искусства
Представители с указанием школ или групп
6. Изучив материалы настоящего курса, учебные пособия, Интернет-источники, заполните таблицу «Изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы»
№ п/п Изобразительно-выразительное средство Толкование Примеры (не менее трех)
1. Фонетический уровень
1.
2 и т.д.
2. Лексический уровень
2.1. Лексические средства
1.
2 и т.д.
2.2. Тропы
1.
2 и т.д.
3. Синтаксический уровень
3.1. Средства синтаксиса
1.
2 и т.д.
3.2. Синтаксические фигуры
1.
2. и т.д.
7. Изучив материалы настоящего курса, учебные пособия, Интернет-источники, учебные пособия по литературному чтению в начальной школе, заполните таблицу «Стихотворные размеры».
При заполнении колонки «Примеры из произведений с указанием названия, автора, количества стоп» постарайтесь привести примеры из произведений, найденных Вами в учебных пособиях по литературному чтению для начальной школы.
примеры из произведений, изучаемых в начальной школе.
№ п/п Стихотворный размер Двухсложный/трехсложный Схема ударных и безударных слогов Примеры из произведений с указанием названия, автора, количества стоп
1.
2. и т.д.
8. Изучив из Хрестоматии материал «Культурный минимум по литературному чтению младшего школьника», ответьте на вопросы:
1) Каким, на Ваш взгляд, является представленный читательский минимум для младших школьников – избыточным, достаточным, недостаточным – и почему?
2) Нужно ли внести изменения в представленный норматив и почему? Если нужно внести изменения, то какие и почему?
1. Классификации художественных образов
Художественный характер Тип Мотив Топос или «общее место» Архетипы
Характер раскрывает исторически обусловленный тип поведения (поступки, мысли, переживания, речь) и авторскую нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования. Обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее характерный для определенной общественной среды. Мотив может быть выделен в пределах одного или нескольких (как правило, объединенных в цикл) произведений писателя, в контексте всего его творчества, а также в контексте какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи. Образ, характерный для целой культуры данного периода или данной нации. Мотивы и их комбинации, наделенные свойством «вездесущности», универсальные устойчивые психические схемы (фигуры), бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в архаическом ритуале, мифе, символе, верованиях, актах психической деятельности (сновидения и т.п.), а также художественном творчестве вплоть до современности.
2. Вид Фауста по различным классификациям художественных образов из одноименного произведения Гёте и почему?»
1. Прозаический текст с авторской орфографией и пунктуацией. Отрывок из рассказа Александра Куприна «Чудесный доктор»
Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь. Я со своей стороны лишь изменил, имена некоторых действующих лиц этой трогательной истории да придал устному рассказу письменную форму.
Большое желание обобщать свою жизнь сопоставляя свой жизненный и писательский, опыт заставило Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. В притчи нет конкретно-исторического содержания. Все условно – это главная, характеристика жанра притчи.
Сказка, как и притча, древнейший один из старейших жанров устного народного творчества. Фантастическая сказочность фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда.